СИЛЬМАРИЛЛИОН ДЛЯ ЧАЙНИКОВ. Текст Е.Вагнер СИЛЬМАРИЛЛИОН ДЛЯ ЧАЙНИКОВ
Е.Вагнер

Вся проблема с книгами <<Для чайников>>
в том, что их чайники же и пишут.

Виктор Вагнер

ПРЕДИСЛОВИЕ

Что чувствует человек, впервые одолевший увесистый литературный труд под названием <<Сильмариллион>>? Если, конечно, этот человек - не фанатичный <<толкиенист>> и не эстетствующий филолог? А ничего хорошего... Голова у него гудит от обилия странных имен собственных, и смутно у него на душе, как если бы он только что прочел от корки до корки советский учебник новейшей истории времен Холодной войны, или неделю подряд выслушивал чужие семейные предания... С чего бы это, спрашивается? С того, что информация изложена в этом почтенном сочинении уж слишком тенденциозно. Настолько, что даже чайнику заметно. Иной читатель, стремясь к истине, возьмется за <<Черную книгу Арды>>... но легче ему от этого не станет. Потому что найдет он там, скорее всего, ту же тенденциозность, только с обратным знаком. И окончательно запутается. Вопиющая безысходность этой ситуации натолкнула автора на мысль: <<А что, если попробовать рассказать обо всем этом спокойно и без лишнего пропагандистского надрыва?>> Так сказать, с точки зрения беспристрастного историка... (Те, кто читал <<Всемирную историю в изложении журнала ``Сатирикон''>> поймут, какой подход я имею в виду.) Ради такого дела не грех пожертвовать даже хронологической последовательностью событий и девяносто девятью процентами имен собственных. Свой брат чайник  - надеюсь - меня простит...

Disclaimer (для читателей, не считающих себя чайниками): после прочтения нижеследующего текста кое у кого из искушенных читателей может возникнуть соблазн обвинить автора в злостном <<ниеннизме>>. Автор с возмущением отвергает подобные обвинения и считает своим долгом заявить, во избежание кривотолков, что он (автор) Ниенны не читал, хотя и надеется со временем восполнить этот пробел. Равным образом, <<Звирьмариллиона>> он тоже не читал, так что все подозрения в плагиате заранее объявляет беспочвенными. Случайные совпадения, господа, не более того. Great minds think alike...

О БОГАХ

На случай, если кто забыл определение революционной ситуации по В.И.Ленину, напомню: революционная ситуация - это когда верхи не могут, а низы не хотят. Так вот, у богов в <<Сильмариллионе>> все было с точностью до наоборот. Верхи, в лице всемогущего бога-Творца, могли по определению все, но, при этом, практически ничего не хотели. Низы, в лице двух десятков богов помельче, много чего хотели, но почти ничего не могли. Поэтому ситуация в среде богов была вовсе не революционная, а совсем наоборот - тишь, гладь, да божья (в буквальном смысле этого слова) благодать. Эту идиллию нарушало только присутствие Мелькора, который, в отличие от остальных низших богов, не только много чего хотел, но еще и кое-что мог, благодаря чему в одиночку вытягивал на себе весь сюжет. Как ни странно, остальные боги - а равно и прочие персонажи - почему-то не испытывали к нему за это должной благодарности.

ПРЕДЫСТОРИЯ

В предыстории речь идет о материях настолько отвлеченных, что пересказывать ее нормальными человеческими словами крайне затруднительно - смысл, которого и так было негусто, исчезает напрочь. Короче, дело было еще до сотворения мира. Низшие боги (на самом деле они тогда еще не были богами, а были они... а, впрочем, какая в сущности, разница, кем они были?) услаждали слух Творца песней его собственного сочинения. Один из участников, по имени Мелькор, движимый ложным стремлением к оригинальности, решил слегка усовершенствовать мотив. Но, как известно, всякая инициатива наказуема. Творец чутким ухом уловил отсебятину, и, прервав репетицию, тотчас принял надлежащие дисциплинарные меры - доходчиво разъяснил Мелькору, что:

а) его (Мелькора) самодеятельность есть вопиющее нарушение партийной дисциплины, и посему повлечет за собою заслуженное наказание

и б) ему (Мелькору) только кажется, будто он в его (Творца) гениальном произведении чего-то там изменил - а на самом деле все так и было задумано с самого начала; но заслуженного наказания ему (Мелькору) все равно не миновать.

Изгнанный из хора Мелькор долго ломал голову, пытаясь понять, какое из этих двух взаимосключающих утверждений истинно. В конце концов он решил остановиться на первом, ибо оно как-то меньше задевало его самолюбие.

СОТВОРЕНИЕ МИРА

Опасаясь, как бы и другие хористы не впали в сомнительную самодеятельность, верховный бог задумал направить их творческую энергию в мирное русло: продемонстрировал им некий <<дивный новый мир>>, торжественно объявил, что отдает его всем желающим в вечное владение, и отправил изъявивших намерение <<порулить>> активистов восвояси. Прибыв на место, они с разочарованием обнаружили, что обещанного им райского местечка не существует в природе, а то, что им показали, было всего лишь проектом, по которому они должны соорудить мир самостоятельно. Но отступать было поздно, и боги, с криком <<Через четыре года здесь будет город-сад!>> принялись за работу. Дело у них продвигалось туго: занятие было уж больно непривычное, к тому же неугомонный Мелькор все время путался под ногами и пытался вмешаться в процесс. Творить мир его, в общем-то никто не приглашал, но он, естественно, не мог пропустить такое событие; будучи весьма высокого мнения о себе, он считал, что ему лучше знать, как этот мир должен выглядеть. Богам приходилось то и дело отрываться от работы, чтобы его отогнать. Прослышав об этом, многие из тех богов, что поначалу не думали бросать хоровую деятельность, понабежали в недоделанный мир с единственной целью - подраться с Мелькором. Но толку от этого импровизированного движения <<Сопротивление>> было чуть. Со временем у богов даже вошло в привычку, когда кто-нибудь из собратьев замечал в их работе брак (там, к примеру, пролив кривоват, тут климат плохо отрегулирован, так что целый континент покрылся болотами, здесь озоновый слой слишком тонкий), раздраженно пожимать плечами и ссылаться на происки Мелькора. При таком отношении к работе естественно, что результат их усилий заметно отличался от проекта, причем не в лучшую сторону. Боги настолько привыкли халтурить, что даже солнце и луну не удосужились создать. Благо, в Валиноре - наиболее пристойной на вид части мира, которую они оборудовали для себя, Творец в качестве особого одолжения вырастил им светящиеся деревья. До того, что весь остальной мир при этом прозябал во тьме кромешной, богам дела не было. Спохватились они только когда Мелькор, у которого были свои представления о садово-парковом искусстве, деревья выкорчевал... Но поздно было...

ОБ ЭЛЬФАХ

Эльфы, или эльдары, были созданы Творцом, чтобы низшим богам было кем править. Боги, по своему обыкновению, не слишком ответственно отнеслись к этой нелегкой миссии. Поскольку сотворенный ими мир получился по большей части не особенно комфортным, они переселили несколько эльфийских народов к себе в Валинор, чтобы можно было править ими со всеми удобствами, а остальных эльдаров бросили на произвол судьбы... хм-м, я хочу сказать, предоставили им самоуправление... Любимым занятием эльфов было сочинение песен о подвигах друг друга. Так же, как и боги, они были бессмертны... Ну, почти... При большом желании убить их все-таки можно было. Души убитых попадали в место, называвшееся Мандос, где под присмотром одноименного бога вечно томились от скуки. Впрочем, иные эльдары начинали томиться от скуки еще при жизни (поскольку жили они вечно, это неудивительно) и потому были не прочь героически погибнуть в какой-нибудь битве и отправиться в Мандос. В самом деле, не все ли равно, где фигней страдать?

О СИЛЬМАРИЛЛАХ

Что это такое, никто толком не знает. Впрочем, какая разница? Главное, слово красивое! Известно, что они были созданы Феанором (одним из валинорских эльфов), напоминали драгоценные камни, хотя на самом деле ими не являлись, а также излучали свет. Поэтому, лишившись своих деревьев, боги вознамерились выпросить у Феанора Сильмариллы и использовать их для освещения. <<Еще чего! - в свойственной ему вежливой манере возразил им Феанор. - С какой это радости я должен вам свое добро отдавать?>> Боги стали объяснять ему, что общественное выше личного. Но этот аргумент Феанора почему-то не убедил... Они бы еще долго так препирались, если бы Мелькор, заметив, что заинтересованные стороны всецело поглощены светской беседой, не воспользовался этим и не украл сами Сильмариллы. Таким образом, повод для дискуссии исчез. Тогда Феанор, изрядно раздосадованный этим событием (пропажей Сильмариллов, а не прекращением дискуссии), понял, что от общения с богами добра не жди, и, заявив ошарашенным собеседникам <<Ноги моей больше не будет в вашем богомерзком Валиноре!>>, стал призывать своих соплеменников в крестовый поход с целью отвоевания похищенных памятников декоративно-прикладного искусства. <<Без толку все это, - неуверенно стали отговаривать их боги. - Все равно вам Мелькора не победить! Он же бог!>> <<Главное - не победа, а участие!>> - не раздумывая, отрезал Феанор. Боги не нашлись, что ответить. (Кстати сказать, хотя вернуть Сильмариллы Феанору не удалось, отомстить Мелькору он все-таки сумел. Феанор придумал ему ругательную кличку <<Моргот>>. Прозвище это прижилось, и вскоре Мелькора никто иначе и не называл. Хуже того, куда бы он не пошел, все попадавшиеся ему на дороге эльдары тут же начинали показывать на него пальцами и кричать: <<Моргот! Моргот!>> Это очень раздражало самолюбивого Мелькора. Чтобы не слышать позорной клички, он вынужден был уйти в подполье: выкопал себе нечто вроде бомбоубежища, и все свое время проводил под землей, не смея и носа высунуть на поверхность. Характер его, и раньше оставлявший желать много лучшего, от этого окончательно испортился.) Однако некоторым из нолдоров (так назывались феаноровы соплеменники) не хотелось бросать все и уходить из Валинора неизвестно куда. <<Там темно... - робко замечали они. - И Моргот...>> <<Здесь теперь тоже темно, - резонно возражал им Феанор. - И Моргот, кстати, чуть не каждый день шляется.>> Звучало это, в свете недавних событий, весьма убедительно. С тем нолдоры и отправились.

ОБ ОРКАХ

Орки (если верить мнению эльдаров) были глупы, безобразны, злобны и трусливы, и, если и побеждали в бою эльфов (а так получалось почему-то чаще, чем наоборот), то исключительно из-за своего численного превосходства. Хуже того, они даже не были созданы Творцом, как все нормальные люди и нелюди. Насчет их происхождения существуют две версии. Согласно одной из них, они были созданы Морготом. Другая гласит, что Моргот не мог никого создать (почему? - потому что этого не может быть никогда!), а орков он каким-то образом вывел из подвернувшихся под руку эльфов. Добавлю от себя, что второй вариант впечатляет меня куда больше, чем первый. Надо сказать, что основополагающим свойством эльфийского характера было постоянное желание совершить что-нибудь такое, о чем восхищенные соплеменники сложили бы песню. Что касается орков, самой заметной чертой их менталитета была способность беспрекословно подчиняться приказам. Как Моргот мог из честолюбивых эльдаров вывести дисциплинированных орков, мне не очень понятно, но если он и вправду умудрился такое провернуть... что ж, в таком случае мы имеем дело с триумфом научной селекции, перед которым меркнут даже выдающиеся достижения товарища Мичурина.

О ВОЙНЕ ЭЛЬФОВ С МОРГОТОМ

Сначала войну вели одни нолдоры. Но вскоре к ним присоединились местные эльфы, почувствовавшие, какие широкие возможности для совершения подвигов и для последующего сочинения песен на эту тему таят в себе военные действия.

Война была ужасна. Эльдары проявляли чудеса героизма и постоянно терпели поражения. Правда, один раз им удалось-таки выиграть битву с войсками Моргота. Большинство эльфов ликовали. Однако наиболее дальновидных победа заставила призадуматься: если так и дальше пойдет, то и совсем разгромить врага недолго... а с кем тогда сражаться? где воинскую доблесть проявлять? нет, так не годится... Сообразительные эльдары быстро скорректировали свою тактику, и следующую битву опять героически проиграли...

После этого побоища, в котором эльфы сражались особенно доблестно и поражение потерпели особенно сокрушительное, один из вождей эльдаров, особенно страстно мечтавший о том, чтобы его имя было запечатлено в народном фольклоре, не на шутку встревожился. Ему пришло в голову, что сражение это было последним в истории, так как почти всех эльфийских воинов в нем перебили - и, значит, попасть в песню ему уже не светит. Такая перспектива совершенно не устраивала эльдара. И тогда отчаяние подсказало ему идею неслыханного подвига, который, по мысли автора, должен был затмить собою все предыдущие. Он задумал со славой погибнуть, сразившись с самим Морготом. Воодушевленный этой идеей, изобретательный витязь направился к знаменитым катакомбам своего противника с такой целеустремленностью, что орки, завидев его, в ужасе разбегались с криками: <<Спасайся, кто может! Эльфийский маньяк в десятихитовом доспехе скачет!>> В плане эльдара был единственный изъян: было не совсем ясно, захочет ли Моргот сражаться. Но отважному воителю повезло: оригинальность замысла произвела впечатление даже на Моргота - тот любезно согласился посодействовать эльфу в этом необыкновенном предприятии, и без долгих разговоров замочил его на тринадцатом раунде, к обоюдному удовлетворению. Но, как ни странно, прославить свое имя в песнях эльдару в конечном счете так и не удалось. Видимо, он несколько переборщил со своим героизмом: эльфы, до глубины души потрясенные его нетрадиционным поступком, не сложили никаких песен об этом событии... Эта история могла бы послужить уроком всем выступающим с новаторскими идеями.

Как уже отмечалось, война была ужасна. Атмосфера в обоих лагерях царила примерно такая же, как в США и СССР во время холодной войны: широкой популярностью пользовались лозунги <<Кто не с нами, тот против нас>>, <<Если в кране нет воды - это происки Врага!>> и другие в том же духе. С побежденными воинами противника обе стороны обычно не церемонились. Особенной жестокостью отличались <<черные>>: захваченных в плен врагов они пытали, или заставляли работать на себя, случалось, лживыми (а то и не лживыми) обещаниями переманивали их на свою сторону, а иногда (вот уж действительно - верх утонченной жестокости) отпускали на волю, где несчастные влачили жалкое существование, отвергнутые и презираемые соплеменниками, которые подозревали бывших пленников в предательстве.

Благородные эльфы, конечно, никогда не опускались до подобных низостей. Если им удавалось выиграть сражение, эльдары просто убивали всех не успевших разбежаться орков на месте. Эльфийские хроники пестрят сообщениями типа: <<И ни один орк не ушел с поля боя, чтобы сообщить своему повелителю о поражении>>.

О НАСЛЕДСТВЕННЫХ ПРОКЛЯТИЯХ

Постоянные поражения нолдоров в войне с Морготом поначалу вызывали у местных эльдаров недоумение, и даже заставляли их сомневаться в прославленном нолдоровском героизме. Желая выкрутиться из щекотливой ситуации, нолдоры объясняли свое фатальное невезение тем, что над ними тяготеет проклятие. Первыми додумались до этого сыновья Феанора. Когда местные эльфы начинали сочувствовать им по поводу очередного поражения, они принимали скорбный вид и намекали на клятву воевать за Сильмариллы до победного конца, данную ими при отбытии из Валинора. Однако ожидаемого эффекта это не приносило. <<Что, бедолаги, опять они вас сделали? Когда ж вы разобьете этих орков позорных?>> - обычно интересовались местные эльфы. <<Как только, так сразу! - загадочно отвечали сыновья Феанора. - Мы бы рады хоть сейчас, да проклятие мешает!>> <<Ишь ты! Эк вас угораздило! - изумлялись местные. - А что это за проклятие такое?>> <<Как? Вы разве о клятве нашей не слышали?>> <<Слыхали, как не слыхать... А проклял-то вас кто?>> <<Ну, мы, э-э... мы в некотором роде сами себя прокляли...>> - неохотно признавались сыновья Феанора. Местные эльдары, выслушав это откровение, почему-то начинали подозрительно переглядываться друг с другом, и отпускать двусмысленные сентенции, в которых фигурировали счастье и какой-то кузнец. Заметив это, нолдоры пустили в дело другую версию. Кто-то из них вспомнил, что по дороге из Валинора они, проплывая мимо Арамана, повстречали незнакомца, попросившего подбросить его на другой берег. <<Пошел ты в Мандос! - со свойственной ему любезностью ответил горе-хитчхайкеру Феанор. - Не видишь, сами не помещаемся!>> (И действительно, половину команды даже пришлось, за недостатком места, оставить в Арамане. Потом, доплыв наконец до места назначения, эльфы так увлеклись празднованием прибытия, что ненароком подожгли свои плавсредства, и оставшимся на том берегу несчастным пришлось добираться из Арамана пешком - ледовая одиссея, затмившая подвиг челюскинцев.) <<Тьфу, проклятые!>> - выругался в ответ незнакомец. <<Не зря же Феанор посоветовал ему убираться в Мандос, - размышляли нолдоры, вспоминая об этом инциденте. - Наверное, это сам Мандос и был!>> И стали говорить всем, что над ними тяготеет проклятие Мандоса.

Сыновьям Феанора нравилось считать себя прОклятым родом. Но вообще с прОклятыми родами у персонажей <<Сильмариллиона>> не ладилось. Дальше двух поколений дело обычно не шло - потом роды чахли и впадали в ничтожество вместе со своими проклятиями. С древнегреческими горемычными семьями, членов которых проклятие преследовало, как правило, в течение поколений этак пяти, даже и сравнивать нечего. Робкие попытки персонажей <<Сильмариллиона>> преуспеть в этом жанре выглядят достойными сожаления. Так, один человек, узнав о том, что его отец попал в плен к Морготу, возомнил себя членом прОклятого рода и твердо вознамерился повторить подвиг известного царя Эдипа. Однако, вместо того, чтобы убить отца и жениться на собственной матери, он, решив проявить оригинальность, убил лучшего друга и женился на своей сестре. Участь его была печальна: несчастный покончил с собой, подавленный сознанием собственной вторичности.

О ГОНДОЛИНЕ

У эльфов было припасено <<секретное оружие>> против Моргота. Секретное в самом прямом смысле - это была горная крепость, местонахождение которой держали в строгом секрете. Даже сами эльфы не знали, где она расположена. Это очень поднимало их боевой дух. Мужественно отступая после очередной героически проигранной битвы, они шепотом (чтобы враг не услыхал) подбадривали друг друга: <<Ничего! У нас еще есть Гондолин! И Моргот о нем не знает!>>.

Моргот о нем, конечно, знал. Но, как и эльфы, не знал, где этот Гондолин находится. А все потому, что для сохранения тайны почтенные отцы города использовали самый что ни на есть незамысловатый способ. Они, как хорошая сторожевая собака, впускали в крепость всех желающих, но никого оттуда не выпускали. Случайно напоровшимся на Гондолин эльдарам предлагали остаться в нем навсегда, а тех, кто не соглашался - казнили. Поначалу эта система работала безупречно. Но доблестным эльфийским воителям быстро надоедало сидеть взаперти. Долго и безуспешно ломали они головы, пытаясь изобрести способ хоть изредка покидать Гондолин. И наконец додумались. Они выпросили у недалеких отцов города позволение ненадолго отлучаться из крепости под предлогом поисков полезных ископаемых. <<Дались им эти полезные ископаемые! - удивлялись недалекие отцы города, наблюдая, как эльфийские витязи толпятся в воротах, спеша выбраться из крепости. - Ну да ладно, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы удрать не пыталось.>> В конце концов один из этих <<геологов>> был взят в плен отрядом орков, и Моргот узнал наконец координаты Гондолина. Вскоре после этого крепость пала.

Однако благодарные потомки долго еще сохраняли память об этом уникальном случае эльфийской конспирации...

О ЛЮДЯХ

Люди были, в общем, похожи на эльфов, только не такие красивые, мудрые, сильные и благородные (по мнению эльфов, разумеется). А главное, они имели странное обыкновение умирать от старости. Вообще-то смерть была дарована людям Творцом в порядке особого одолжения. Но неблагодарные люди не ценили этого благодеяния и почему-то очень не любили умирать. Даже нуменорцы - племя людей, пользовавшееся особым благоволением богов из-за того, что их (нуменорцев) предки сражались на их (богов) стороне во время последней битвы с Морготом - были недовольны своей участью и постоянно докучали богам просьбами позволить им жить вечно. Боги этого (как и многого другого) сделать не могли, но признавать свое бессилие перед людьми им было стыдно. Поэтому их разговоры с людьми на тему бессмертия сильно напоминали известную сказку про белого бычка.

- Почему им можно, а нам нельзя? - обыкновенно вопрошали люди, тыча пальцами в ошивавшихся поблизости бессмертных эльдаров. Бессмертные эльдары стыдливо отводили глаза и пытались незаметно спрятаться за спины богов или еще какие-нибудь подходящие для этого элементы ландшафта.

- Потому что им так на роду написано, а вам нет! - с важным видом отвечали боги.

- А может, потому что они на святую землю Валинорскую ступить сподобились, а мы нет?

- И вовсе не поэтому! - убежденно заявляли боги. (Пускать людей в Валинор они не собирались: богам вовсе не хотелось, чтобы под ногами у них путались какие-то смертные, да еще и засоряли землю своими бренными останками.)

- А почему праотец наш Эарендиль, на Валинорскую землю ступив, бессмертия удостоился?

- Ну, хм-м... потому что на то была наша воля! - начинали выкручиваться боги. Им не хотелось сознаваться, что на самом деле они здесь не причем, а Эарендилю просто повезло - среди предков у него случайно затесалось несколько эльдаров.

- А на нас, выходит, эта ваша воля не распространяется?

- Не распространяется! - соглашались боги.

- Вот как, значит? Не распростаняется!? А мы, между прочим, за вас кровь проливали!

- Вот привязались! - теряли терпение боги. - Да вам, между прочим, смерть была дана в виде особого дара!

- Премного благодарны-с! А нельзя ли этот дар бесценный как-нибудь того...? Без него чтобы...?

- Нельзя!

В ответ люди снова начинали тыкать пальцами в любопытных эльдаров, успевавших к тому времени высунуться из своего укрытия, чтобы удобнее было подслушивать:

- Им можно, а нам нельзя?

И так до бесконечности...

ЕЩе О ЛЮДЯХ

Многие люди, по примеру эльфов, участвовали в войне против Моргота. Моргот сильно этому удивлялся, полагая, что для самих же людей было бы выгоднее сотрудничать с ним - или, по крайней мере, сохранять нейтралитет. Время от времени он даже пытался проводить с людьми разъяснительную работу на тему <<Ребята, давайте жить дружно>>.

<<С эльдарами все ясно - бессмертного могила исправит! Но вы-то зачем лезете? - увещевал людей Моргот. - Жить вам, что ли надоело?>> Толку от этих душеспасительных бесед было мало. Люди, наслушавшись эльфийских песен о том, что <<темные силы нас злобно гнетут>>, тоже хотели проявлять героизм и терпеть поражения. Впрочем, иногда инстинкт самосохранения брал верх, и люди целыми военными отрядами переходили на сторону Моргота. Происходило это обычно в решающий момент какой-нибудь очередной <<битвы народов>>. Поэтому эльдары считали, что смертные по натуре склонны к предательству, а противники эльдаров - что в критических ситуациях у людей изредка спонтанно пробуждается здравый смысл.

ОПЕРАЦИЯ <<СИЛЬМАРИЛЛ>>

Поводом для этой блестящей диверсионной операции послужила самая что ни на есть банальная романтическая история. Одному простому смертному - человеку по имени Берен - приспичило жениться на эльфийке из хорошей семьи. Отец невесты был категорически против такого мезальянса, но упорный Берен, получив очередной отказ, назавтра как ни в чем ни бывало являлся к несчастному эльдару и снова просил его дать согласие на брак. Желая отделаться от настырного жениха, тот хотел было попросить его <<пойти туда - не знаю куда, принести то - не знаю что>>, но вовремя вспомнил, что для любого уважающего себя героя это - плевое дело, и решил сыграть наверняка. <<Так и быть, можешь на ней жениться, если тебе так уж неймется, - нехотя объявил он Берену. - Но сначала принеси мне Сильмарилл из короны Моргота.>> После этого отец невесты вздохнул с облегчением, решив, что наконец сумел поставить нахального молодого человека на место. Но радовался он рано...

Наивный Берен воспринял эти слова выведенного из терпения эльдара буквально, и, прихватив с собой для компании свою невесту Лучиэнь, которая и обеспечила в итоге успех операции, отправился в путь. Проникнуть к Морготу в бункер оказалось проще простого. Самое интересное началось потом... Последующие события сильно напоминали один эпизод из бессмертной повести Астрид Линдгрен <<Мы на острове Сальткрока>>:

<<- Дядя Мелькер (Так у Линдгрен! Можете проверить. - Авт.), сейчас я спою тебе песенку. Это будет стоить всего двадцать пять эре!

- А сколько будет стоить, чтобы ты не пела?

- Ничего не выйдет, я уже пою!>>

Моргот, потрясенный такой наглостью, на время потерял дар речи, и вынужден был слушать песенку. Очень скоро он горько об этом пожалел. Песенка оказалась такой длинной и занудной, что Морготом овладело мучительное состояние, знакомое всякому, кто когда-либо посещал лекции по древнерусскому искусству (философии, УрМатФиз'у; нужное подчеркнуть). Для тех, кого сия напасть миновала, объясняю: это когда сидишь и очень хочешь проснуться, но не получается... Воспользовавшись беспомощным состоянием жертвы, влюбленные благополучно отковырнули от короны один Сильмарилл и отправились восвояси. Правда, донести добычу до места назначения им не удалось. Отец Лучиэни, узнав об этом, вторично вздохнул с облегчением (становиться счастливым обладателем Сильмарилла и, следовательно, объектом пристального внимания буйных сыновей Феанора ему совершенно не хотелось) и на радостях отдал-таки дочь за Берена.

О КЛЯТВЕ ФЕАНОРА

Стремясь повнушительнее обставить исход нолдоров из Валинора, Феанор, вместе со своими сыновьями, перед отъездом торжественно поклялся ныне, и присно, и вовеки веков пытаться отбить Сильмариллы у любого, кто бы ими ни завладел. После чего с пафосом заверил всех присутстствовавших, что клятва эта - особенная: нарушить ее нельзя ни при каких обстоятельствах. На простодушных нолдоров эта ни к чему не обязывающая клятва произвела сильное впечатление, и они стали уважать своего предводителя и его семейство еще сильнее, чем раньше.

Сам Феанор погиб вскоре после прибытия на театр военных действий, предоставив своим отпрыскам по мере сил выполнять клятву. Сначала, пока все их наследство хранилось в надежном месте (у Моргота в подземелье), у сыновей Феанора все шло как по маслу: они отважно сражались с орками, проявляли чудеса героизма, терпели поражения, об их подвигах слагались песни - в общем, чего еще и желать? Но после операции <<Сильмарилл>> для феанорова семейства наступили черные дни. Добытая Береном и Лучиэнью часть семейного достояния то и дело меняла владельцев, и сыновьям Феанора каждый раз приходилось бросать все свои дела и идти сражаться с очередным счастливым обладателем их фамильной драгоценности. Сражались они, разумеется, не за страх, а за совесть, но, по укоренившейся эльфийской привычке, каждый раз терпели поражение. Потом Сильмарилл переходил в другие руки, и все начилось снова. Нетрудно догадаться, что некоторым из феаноровых потомков вся эта канитель со временем надоела. Но остальные настаивали на буквальном выполнении клятвы. Это маленькое разногласие стало причиной постоянных ссор и скандалов в благородном семействе. <<Кого там нелегкая принесла?>> - ворчали обычно несознательные сыновья Феанора, пробуждаясь среди ночи от оглушительного стука в дверь. <<Вставайте, проклятьем заклейменные! Пошли Сильмарилл отвоевывать!>> - кричали им сознательные братья. <<А может, ну его?>> - с надеждой в голосе спрашивали несознательные. Но сознательные были непоколебимы: <<Надо. Мы же дали клятву!>> <<Ну и что с того?>> - зевая, парировали несознательные. <<Ее нельзя нарушить!>> - не сдавались сознательные. <<А с чего вы взяли, что нельзя? - вяло огрызались несознательные. - Вы же не пробовали!>> ... Но на битву все-таки шли. И доблестно ее проигрывали. Так что когда злополучный <<переходящий приз>> был вместе с его последним владельцем Эарендилем вознесен на небо, несознательные сыновья Феанора вздохнули с облегчением. (Сознательные, впрочем, тоже.)

Но самое худшее началось, когда после окончательной победы над Морготом оставшиеся Сильмариллы перешли к богам в качестве военных трофеев. Такой поворот событий изрядно озадачил двоих последних доживших до этого времени феаноровых отпрысков. Один из них предложил, не мудрствуя лукаво, украсть фамильную драгоценность. <<Ты что, сдурел? У богов красть! - усомнился второй. - Это ж верная смерть!>> <<Зато какая смерть! - с энтузиазмом возразил первый. - Ни в сказке сказать, ни пером описать! Представляешь, какие о нас песни сложат?>> Второй сын Феанора не мог не оценить красоту идеи, и в восторге согласился. Братья, не долго думая, взломали сейф с трофеями, схватили каждый по Сильмариллу и приготовились дорого продать свою жизнь. Но не тут-то было! Боги, успевшие к тому времени достаточно изучить эльфийскую психологию, разгадали их отчаянный план. <<Героическую кончину им, значит, подавай! - злорадно перешептывались боги. - Щас! Не дождутся!>> И не стали отбирать у сыновей Феанора Сильмариллы. К такому исходу дела братья были не готовы. Растерянные, метались они взад-вперед со своими Сильмариллами, как дурни с писаной торбой, и пытались сообразить, что им теперь с этим добром делать. Но задача оказалась сыновьям Феанора не по зубам. Мучительно пытаясь разрешить свалившуюся на них проблему и при этом подозрительно косясь по сторонам - как бы кто опять не похитил наконец обретенное семейное достояние - братья совсем перестали смотреть под ноги. Ясное дело, ничем хорошим это кончиться не могло. Не прошло и года, как один из горемычных сыновей Феанора по рассеянности свалился вместе со своим сокровищем в кратер действующего вулкана. Другой же, проходя по морскому берегу, поскользнулся, и уронил Сильмарилл в воду... Долго еще слонялся он, как потерянный, возле моря, распевая печальные песни. Поскольку в начале Второй эпохи, если верить эльфийским источникам, жизнь была - спокойней некуда, такое поведение всем было в диковинку, и народ толпами стекался на бережок послушать мрачные песни. Вроде как сейчас - на Сергея Калугина (Ника Кейва, <<Агату Кристи>>; нужное - подчеркнуть).

(C) Катерина Вагнер, 1999 г.